Интегрированное занятие "Родина моя" (краеведческое объединение "Градоведение" и образцовая студия эстрадного пения "Созвездие"

Разделы: Внеклассная работа


В рамках проекта «Интегрированные занятия» Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей Дома детского творчества г. Балтийска прошло интегрированное, открытое занятие двух объединений - краеведческого объединения «Градоведение», руководитель Крикушенко Е.Г. и образцовой студии эстрадного пения «Созвездие» руководитель Доманицкая Н.В.

Цель занятия:

  1. Показать возможность сочетания использования знаний учащихся по истории и краеведению со знаниями музыкальных произведений патриотического направления в стихах и песнях о России и малой Родине.
  2. Патриотическое воспитание учащихся объединений.
  3. Реализация учащимися объединений умений и навыков выступления перед большой аудиторией.

Оборудование:

  • иллюстрации (герб России, герб Калининградской области, сборники стихов и песен о России и Калининградской области);
  • нотные приложения, фортепиано;
  • компьютерная презентация исследовательской работы;
  • фонограммы (-), CD – проигрыватель;
  • мультимедийный проектор;
  • микрофоны, синтезатор.

В проведении занятия были задействованы все возрастные категории учащихся.

В соответствии с темой студией эстрадного пения «Созвездие» был подобран репертуар:

  • «Россия»

  • «Моя Россия»

  • «Кенигсбергу»

  • «Гимн Балтийска»

Учащиеся объединения «Градоведение» представили исследовательские работы по теме: «Городская геральдика» и «Гербы городов Калининградской области».

При проведении занятия использовалось сочетание теоретической части с практической, проведение музыкальных викторин, викторин по истории края, практическое применение сведений о дыхании и голосовом аппарате (дыхательные упражнения и тренировочные упражнения для распевания голоса, отрабатывался прием мягкой и твердой атаки звука) в работе над песенным репертуаром. Выбор песен, предлагаемый на данном уроке носит благородное направление активной музыкально – поэтической деятельности, их образы оказывают на молодых исполнителей и слушателей облагораживающее и воспитывающее воздействие, прививают любовь к Родине, краю и вырабатывают определенную гражданскую позицию. Современность и актуальность патриотической тематики поддерживалась поэтическим текстом, ритмикой и яркой палитрой музыкального языка.

Использование на уроке технических средств обучения (компьютерные технологии), презентация: «Гербы городов Калининградской области», тексты песен усиливали и поддерживали музыкальную и общественную активность.

План – конспект:

  1. Песня «Россия».
  2. Рассказ об истории появления гербов.
  3. Упражнения на дыхание, артикуляцию.
  4. Песня «Моя Россия», физкультминутка.
  5. Викторина.
  6. Представление работы «Городская геральдика Восточной Пруссии» с компьютерной презентацией.
  7. Песня «Кенигсбергу».
  8. Рассказ о гербе Балтийска.
  9. Гимн Балтийска.

Звучит песня «Россия».

Слова и музыка Е. Михайлов (исполняет старшая группа студии «Созвездие»).

«...Здесь моя земля,
Здесь моя судьба,
Здесь моя родина, вера моя.
Здесь мое счастье и песня моя»...

В средние века в странах западной Европы появилась традиция проводить рыцарские турниры. Рыцари были в доспехах, а лица закрыты шлемами и узнать все необходимое о нем, можно было только по гербу. Все, кто присутствовал на турнире, умели читать гербы. Существовали и люди, которые специально занимались составлением и описанием герба.

Герольд – человек, занимавшийся составлением и описанием гербов.

Сегодня каждое государство имеет три символа: герб, флаг, гимн. Но так было не всегда, например гимны появились только в 19 веке.

Герб – отличительный знак государства, города или рода (семьи), передаваемый по наследству.

Геральдика – наука о гербах, их описание и составление.

Форма щита:

  1. Треугольная (нормандская).
  2. Квадратная с округлением внизу (испанская).
  3. Четырехугольная с заострением внизу (французская).
  4. Фигурный, вырезной (итальянский).
  5. Овальный (женский).

Цвета:

  1. Алый (красный) – огонь, тепло (храбрость).
  2. Пурпурный (ярко – ярко красный).
  3. Голубой.
  4. Зеленый – надежда, изобилие.
  5. Черный – земля (скромность, образцовость).
  6. Оранжевый.
  7. Коричневый (очень редко).
  8. Белый – обозначение металла – серебра.
  9. Желтый – золото.

На гербах рыцарей, герцогов, королей помещали – девиз.

Девиз – краткое высказывание, отражающее особенности родовой истории, особые заслуги.

Примеры девизов:

  • «Исполнить или умереть»
  • «Лишенный наследства»
  • «Жизнь королю, честь – никому»

В русской науке о гербах существовали свои правила – герб должен отражать историю города (его географическое положение, экономику, традиции).

Предлагаемая песня требует предварительного выполнения тренировочных упражнений для работы с голосом (в пении и в речи).

Учащимся предлагается выполнить упражнения на дыхание, дикцию и артикуляцию, упражнение для распевания голоса.

Упражнение №1:

- Плавный глубокий вдох через нос и плавный выдох через рот.

- Резкий вдох через нос и плавный выдох через рот (и наоборот).

Упражнение №2:

- Произнесение скороговорки с постепенным ускорением темпа: «Бык тупогуб, тупогубенький бычок. У быка бела губа была тупа».

Упражнение №3:

- Пассаж губами (брр — р — р) от I ступени до V ступени (вверх, вниз в пределах I октавы).

Современная аранжировка и ритмика, используемые в данной песни позволяют провести физкультминутку в процессе исполнения песни, включающую двигательные упражнения на концентрацию внимания и релаксацию для смены видов деятельности в процессе урока.

Песня «Моя Россия».

Слова и музыка С. Паради (текст песни отображен на проекторе и разучивается всеми участниками занятия).

«...Моя Россия, моя страна!
Ты так красива во все годы – времена,
Моя Россия, мои друзья
Дай бог нам силы,
Мы вместе одна семья...»

Викторина на знание истории Калининградской области, государственной символики, песен о России, о малой Родине.

Российский герб в виде двуглавого орла впервые появился во время Московского князя – Ивана III.

Двуглавый орел – знак полной государственной независимости.

Две части империи – восток, запад, две короны.

В центре – герб города Москвы, изображение Святого Георгия, поражающего копьем змея.

В лапах орел держит скипетр и державу, а у орла три короны – символ Святой Троицы. Такой герб просуществовал до 1917 года, вновь двуглавый орел вернулся на герб России в 1991 году.

Мы живем на исторической земле, которая в процессе истории меняла свою политическую принадлежность, называлась по - разному, но без истории прошлого нет настоящего.

Кенигсберг тоже имел свой герб, он состоял из гербов трех городов: Альтштадта, Лебенихта, Кнайпхофа. В 2007 году были приняты герб и флаг Калининградской области. Каждый город нашей области имеет свой герб и у каждого своя история.

Рассказ о гербах городов Восточной Пруссии и Калининградской области с использованием компьютерной презентации. (Учащиеся объединения «Градоведение».)

Песня «Кенигсбергу».

Исполняется солистами ансамбля (слова и музыка А. Климова).

«... Заберет земля
тысячи идей
Миллионы судеб,
Миллион людей.
Только ты смотришь свысока...
На память красным кирпичом
дорога далека...»

Мы живем в самом западном городе России – г. Балтийске.

В 2006 г. на окружной конкурс был представлен Гимн города Балтийска, музыку к которому написала руководитель студии «Созвездие» Н.В. Доманицкая, слова: директор Дома детского творчества г. Балтийска Т.В. Марьясова.

В заключительной части занятия в исполнении старшей группы звучит гимн Балтийска. (Звуковой файл)

«Моя земля, моя Россия -
Балтийск — на западе страны..
Делами люди здесь красивы,
Любовью к Родине сильны!...»

(Приложение 1)